Новое в дизайне украшений

Новое в дизайне украшений

 

Ювелирные изделия в наши дни — не просто украшения, а передовой отряд дизайна и область современного искусства. Тут такие эксперименты кипят — закачаешься. Поэтому украшения теперь делают из всего, что под руку попадется. Из бетона, например, и не только.

Украшения всегда были не просто куском металла. Амулетом, символом власти и любви до гроба. В Китае серебряное кольцо надевалось на палец левой руки куртизанки, когда она приближалась к ложу императора. После выполнения своих обязанностей женщина надевала кольцо на правую руку и смирно удалялась, помеченная. В античной культуре кольцо, браслет, перстень или ожерелье играли роль стабилизаторов, скрепляющих связь между душой и телом. Их носили, чтобы удерживать душу в телесной оболочке, и снимали в момент наступления смерти или совершения мистического обряда.

Украшения по-прежнему символичны. Изменилась тематика: если классические украшения вовсю используют мотивы из флоры и фауны и геометрические формы, то сегодня драгоценностями могут быть совершенно неожиданные предметы, вроде пластырей и гвоздей. Материалы разнообразились до бесконечности: с золотом и серебром теперь сочетаются не только драгоценные каменья, но и все, что под руку попадет, — акрил, керамика, силикон, пластмасса, текстиль, бумага, дерево. А также почему-то конский волос. И готовые предметы, то, что называется ready-made: конструктор Лего, кусочки куклы Барби или неблагородные гайки. Ювелиры стали художниками современного искусства, сочетая традиционные техники и современные технологии. Как полагается в современном искусстве, они стремятся не столько сделать прекрасное, сколько сказать что-то своим произведением, оставить след в истории и покритиковать общество. И у них отлично это получается; но традиционные навыки все же дают о себе знать: никто, как ювелиры, не знает о важности десятой доли миллиметра и о том, что даже внутренняя, не видимая для всех сторона кольца иногда рассказывает больше историй, чем внешняя. Помните, кольцо всевластия у Толкина тоже содержало заклинание, скажем так, на изнанке. Мне иногда даже кажется, что ювелиры — лучшие современные дизайнеры и художники в одном лице, потому как только они сами придумывают идею и собственноручно же ее осуществляют. И несмотря на концептуальность их произведений, эти штуки вполне можно надевать на себя. Может, правда, не каждый день, но все же…

Превращение засмотренных до дыр, обыденных предметов в ювелирное произведение заставляет нас взглянуть на них другими глазами. Стоит озолотить какую-то дурацкую загогулину — и мы вдруг видим красоту в таких простых предметах, как канцелярская скрепка, к примеру. Вот Алиса Ди Краусс (AlyssaDee Krauss) превращает в украшение простой пластырь. Тем самым воскрешая страсть всех девчонок к имитации настоящих украшений, делая их из подручных материалов: помните колечки из травинок, веточек ивы, сережки из вишен или фольги? А теперь вот — пластырь как брошка. Кроме того, такой пластырь, по словам Алисы, символизирует залечивание сердечной раны. Наивное решение проблемы, которому хочется верить, из серии «поцелую — и все пройдет». Пластырь этот — не простой, а платиновый, его можно открепить и показать рубиновую каплю крови. Тем, кто не верит, что ваше сердце ранено.

Ханс Веттштейн (Hannes Wettstein) берет обычный свисток и сооружает кольцо, которое не только украшает, но и продолжает быть функциональным: в него по-прежнему можно свистеть. Если кого-то надо резко одернуть, к примеру.

Отличные и бесконечно многообразные примеры использования готовых предметов можно найти у голландского дуэта Флориана Бруне и Нины Уолке (Florian Brune & Nina Wohlke) — он ювелир, она дизайнер, идеальное сочетание. В своих работах они используют мелкие пластиковые игрушки, в основном фигурки зверей. Орлы, львы и куропатки. На руках и шее можно создавать целые зоопарки, и все персонажи совершенно, скажем так, ручные. Даже единороги. Вторая часть их коллекции представляет собой фигурки, замурованные в прозрачный силикон: пловчихи в купальных шапочках спокойно рассекают невидимые воды вокруг пальца, с одной стороны пасутся пасторальные коровы, с другой — велосипедисты крутят педали. С каждой стороны кольца открывается своя картина мирной жизни. И везде, быть может, от иллюзии прозрачной воды, которую создает силикон, быть может, от несколько инфантильных, ярких цветов — ощущение лета и праздника.

 

Среди непривычных для ювелирного дела материалов – даже бетон. Этот дешевый, грубый материал по идее — даже не родственник драгоценностям. Но! В послед-нее время происходит прямо-таки ренессанс бетона во всех отраслях предметного дизайна вообще и в ювелирном деле в частности. 22 Design Studio — за этим названием, стоит романтичная концепция: дизайнеры, создавшие студию сразу по окончании учебы, назвались так, дабы напоминать себе о бурных идеях и идеалах, которые вдохновляли их в 22 года. Серию колец из бетона и нержавеющей стали они создали под влиянием архитектуры больших современных городов и урбанистический жизни. Например, кольцо «Угол», по словам дизайнеров, возрождает нетерпеливое ожидание, предвкушение того, что можно будет увидеть уже за ближайшим углом. Другое кольцо из той же коллекции, «Апертура», современная модификация классического перстня, обыгрывает идею оправы без, собственно, виновника оправы. Сама оправа становится ценностью. Ну и философское звучание налицо: посмотришь — задумаешься. Технологии тоже заставляют задуматься.

Нью-йоркский дизайнер Дрор Беншитрит специально для Marithe+Francois Girbaud создал коллекцию уникальных украшений из меха и фарфора под названием Urban Cast-Away. Мех обмакивается в фарфоровый шликер и затем при обжиге благородно сгорает, оставляя после себя новую неповторимую оболочку. Фарфоровой всплеск.

Использование коконов шелкопряда — тоже технология новая. Правда, огорчает варварский способ убиения личинки в коконе. Зато рождается нежность и хрупкость произведений британского дизайнера Джо Понда (Jo Pond). Получается ни на что не похожее сочетание тонкого творения природы и рук человеческих, необъяснимо притягательное.

И в заключение: сегодня в украшениях дорога идея и какой-то смысл. Для вас лично.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*

code