История создания бисера

История создания бисера

Работы из бисера — красота, которая проходит неизменно сквозь века . Ес­ли изделие не имеет никаких механических   поврежде­ний, оно доходит до нас в той красочной гамме, ко­торая создана в далеком прошлом.

Родиной бисера считает­ся Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изго­тавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, буси­ны становились все мельче и мельче. Так появились би­сер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавляв­шиеся из цветного стекла.

Бисер был известен в Ан­тичном мире. У некоторых народов он служил меновой монетой. В Африке, на­пример, в рабовладельче­ские времена всего за несколько связок би­сера можно было ку­пить раба. Бисер на­деляли магической силой, приписывая ему свойства обе­рега.

Наибольшего со­вершенства произ­водство   бисера достигло в Венеции. Знаменитые стекольные мастер­ские острова Мурано с XIII по XVII век не знали себе равных. Рецепты изготов­ления прозрачного и цветного венеци­анского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер был такой тонкой выработки, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался рав­ным толщине нитки этого холста. Хара­ктерной чертой венецианского бисера была его круглая форма.

Торговля бисером сыграла важную роль в колонизации Америки. В первые годы после Колумба, конкистадоры установили шаблон для торговли с использованием торговых бус.  Наряду с кастрюлями, сковородами и мушкетами, шарик стал неотъемлемой частью товаров, которые будут обменены на предметы более высокой стоимости. Бусы играли важную роль во всех крупных цивилизациях и много путешествовали в качестве ценных и легко переносных предметов, украшений.

В конце XVII — начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Фран­ции, а к концу XVIII века самым значи­тельным конкурентом Венеции стала Бо­гемия (Чехия). В конце XIX века в результате изобре­тения машины для производства бисера в Богемии появился дешевый бисер.

В России во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) в кустарных стеколь­ных мастерских делали не только стек­лянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси.

Татаро-монгольское нашествие на­долго остановило стекольное производ­ство и вплоть до XVIII века бисер был привозным. Он был дорог и использо­вался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно ис­пользование бисера достигает значи­тельных размеров, что побуждает прави­тельство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и моза­ики по изобретенным им рецептам вы­плавления цветного стекла. По качеству бисер ломоносовских мастерских был близок к венецианскому. Работы в мас­терских велись с 1754 по 1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет при­возного.

Техника работ с бисером разнообраз­на. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачест­во, мозаика на воске, наклеивание на ко­жу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мель­чайшим бисером. Иглы ис­пользовали специ­альные, особо тонкие — немец­кие или англий­ские. Если же и эта игла не проходила через отверстие би­сера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки по­крывали воском, нани­зывали бисерину, затем продевали нитку в игол­ку и делали стежок, нит­ку выдергивали из игол­ки—и все повторялось заново. Низание и пле­тение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка).

Очень распро­странены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (те­перь их называют «старорусские»). Поя­вились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и на­чали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.

Ко многим нарядным девичьим и жен­ским головным уборам, в частности к ко­кошнику, приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого би­сера — поднизь, налобник, рясна. Женский го­ловной убор «сорока» сзади украшали по-затыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое.

Активный интерес к бисеру возрожда­ется с 60-х годов нашего столетия. Поя­вляются новые элементы техники и при­емы работы с использованием как ста­ринных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных.

Бисер так же используется в расшивке костюмов для танца живота — сейчас это направление называется белли-денс и очень популярно среди женской половины населения.

Бисер по-прежнему используется при­возной, в большинстве своем чешский. Правда, в начале 90-х годов появилась надежда на отечественный бисер: на Ук­раине (г. Харьков) была создана техноло­гия и налажен выпуск бисера очень хо­рошего качества — разных размеров, очень ровный (его почти не надо калиб­ровать), с большой цветовой и оттеночной гаммой. Од­нако после отделения Украины произ­водство бисера на этом предприятии бы­ло прекращено.

Сейчас бисер можно купить чуть ли не на каждом шагу — огромное количество магазинов как специализированных под мастериц, так и просто маленьких отдельчиков продающих бисер, бусины, иглы, леску и т.п. Для создания изделий из бисера вам потребуется терпение, фантазия, схемы и конечно же сам бисер и стеклярус. Удачи и вдохновения!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here