Меня всегда завораживали своей красотой ювелирные изделия, выполненные в технике перегородочной эмали. Мастерам, которые создают шедевры в этой технике, мной были посвящены многие статьи данного блога, например, ювелиры из Шотландии Barbara Macleod и Islay Spalding, из Польши Marta Rudnicka, из США Marianne Hanter, династия ювелиров Macchiarini, и, конечно, один из мирвых лидеров в области украшений с эмалью — ювелирный дом Frey Wille.
Само слово «Эмаль» имеет французские корни (email), а на русском это раньше звучало как финифть. Изначально эмаль появилась как вещество, предохраняющее металлы от окисления и ржавчины, но когда научились добавлять цвет в данный состав, то эмаль получила широкое распространение среди ювелиров. Сама эмаль представляет собой порошок стекловидного легкоплавкого вещества — свинцовой соли.
Сейчас эмаль можно купить в отдельных пузырьках, и в домашних условиях приготовить необходимый состав для обработки или украшения металла.
На картинке — пример современного набора начинающего эмалировщика, стоит он 115 $, и в его состав входят 10 порошков, 7 цветных соединений, медные ювелирные формы и инструмент с инструкцией по применению. Единственный минус — нужно наличие муфельной печки, а это удовольствие не из дешёвых, и далеко не каждый способен себе это позволить.
Способы работы с эмалью:
Обязательно готовить эмаль в фарфоровой ступке. Готовый раствор помещают под стекло, чтобы избежать попадания пыли. И обязательно нужно подписывать цвет, так как эмаль в порошке обычно белая. После отстоя прозрачную воду сливают, а порошок используют. Если был использован не весь состав, то его заливают дистиллированной водой и хранят в плотно закрытой таре. Порошок разводят до состояния теста и покрывают поверхность.
Желательно, чтобы металл имел шероховатости для лучшего соединения. Также необходимо, чтобы поверхность была идеально очищенной. Для этого её протравливают, промывают в проточной воде и просушивают в опилках. Если вода все ещё остается на поверхности — значит, жир не удалён до конца, и эмаль не ляжет плотно.
Эмаль накладывают на необходимый участок и разглаживают равномерно. Далее эмальподсушивают на воздухе или горелке и после этого кладут для накаливания в муфельную печь, чтобы вышла вся оставшаяся в составе вода. Но вынимать нужно постепенно, чтобы не было резкого перепада температуры, иначе пойдут трещины, и вся работа, считай, насмарку. Потом остывший слой эмали протирают серной кислотой и водой, накладывают раствор повторно и вновь запекают. Иногда это нужно сделать большое количество раз (от 2 до 6) для того, чтобы слой эмалисравнялся с перегородками металла. Последний слой шлифуют песчаником и снова обжигают. Для техники перегородочной эмали нужно, чтобы у изделия был внешний бортик, а также нарезать пластины из того же металла, и при помощи пинцетов разместить их по нужной форме (для этого неплохо иметь под рукой эскиз своего изделия), загнув и соединив с основным бортом как можно плотнее. Можно воспользоваться воском или припоем для надёжности крепления перегородок (ювелиры рекомендуют именно припой). Далее наполняют отсеки нужными цветами эмали и запекают, повторяя операцию до выравнивания слоев относительно перегородки.
Эмаль бывает выемчатой и перегородочной, но ювелиры часто смешивают эти техники для оригинальности и красоты изделия.
Эмаль известна в давних времен — Египет, Греция, Рим и далее вся Европа более позднего периода — Кельты, Галлы, Венды. Лидером стала Византия, и именно оттуда до нас дошли самые прекрасные образцы.
Сегодняшние умельцы стали использовать сочетание не только металлов, но и пластики и глины сэмалью, а вместо тонких серебряных или золотых полос используют проволоку, в основном медную.
Leen Loffeld 2010 Part 1,2