Я, как и, наверное, любая женщина мечтаю заниматься восточными танцами. Когда звучит ритмичная индийская музыка и слышен звон бронзовых ножных колокольчиков — тело само начинает в такт выписывать па, душа воспаряет куда-то далеко на обломки старого храма, где дует теплый ветер и шаль – дупатта развеваясь открывает миру нежную улыбку танцовщицы…
«Натч-гёрлз» (так их называли британцы) — профессиональные танцовщицы в Индии (на хинди «нач» означает танец) принадлежали к особому классу куртизанок, игравших значительную роль в социальной и культурной жизни Индии в 18-19в. Они не были просто женщинами для удовольствий. Они были образованы, остроумны, обучены хорошим манерам, умели вести беседу и сочинять стихи, владели отточенной техникой танца, которой завораживали мужчин.
Танцовщиц Северной Индии называли таваиф. Они жили в специальных поселениях в отведённой для них части города под покровительством «главной таваиф», бывшей танцовщицы «на пенсии». Главная таваиф следила за порядком в поселении, за обучением девушек , она лично подбирала юные дарования для своего поселения, а иногда туда сдавали беспризорных или краденых девочек. Наиболее высоким статусом среди таваиф обладали дередар (от «дера» — «палатка»). Они общались только с высшей знатью, сопровождали раджу или наваба на охоту или в зону боевых действий.
Иметь таваиф своей любовницей считалось престижным. Это свидетельствовало о высоком положении, богатстве и хорошем вкусе. Таваиф не должны были выходить замуж, но известно много случаев, когда их богатые высокопоставленные любовники брали их в жёны.
Танцовщицы Южной Индии — девадаси принадлежали какому-либо храму и их основной обязанностью было танцевать перед образом божества дважды в день. Некоторые храмы имели по сотне танцовщиц, но обычно их было 8-12. Храм выплачивал им суммы денег или наделял участком земли. Профессия девадаси передавалась по наследству. Иногда родители приводили свою дочь сами и посвящали её храму, чаще всего так поступали с девочками из многодетных семей. Девочек обучали танцу с 5-6 лет и через три года они уже давали своё первое представление. Их часто приглашали на праздники в богатые дома или для развлечения иностранных гостей. Считалось, что девадаси приносят удачу (потому что не могут стать вдовами), поэтому их приглашали сопровождать человека с важной миссией или возглавлять свадебную процессию.
Танцовщицы Гоа — наикин считали, что их профессия – почётная и угодная богам. При посвящении их символически выдавали замуж за кинжал. Они были очень религиозны и общались исключительно с мужчинами-индуистами.
Профессия обязывала натч-гёрлз всегда выглядеть привлекательно. Их костюм был скромен — не открывал ничего, кроме лица, рук и ступней ног. Некоторые одевали широкие юбки или сари, другие болеро или шальвары, подпоясанные шёлковым шарфом, расшитым жемчугом. Самой красивой частью костюма была верхняя – бюстье, всегда расшитое золотыми нитями и украшенное драгоценными камнями. Самой же грациозной деталью костюма была шаль – дупатта, тонкая и прозрачная, как паутина. Танцовщицы окрашивали ладони и ступни хной. Для придания коже лица золотистого оттенка использовали измельчённый в порошок шафран. Глаза подводились сурьмой. Иногда кожа в углу глаз подрезалась в детстве, чтобы зрительно удлинить глаза и придать им ещё большую выразительность. Волосы украшались драгоценностями и цветами.
Помимо частных представлений во дворцах и домах, натч-гёрлз также приглашали сопровождать процессию раджи по улицам города. Тогда они танцевали на специальном помосте, который несли несколько мужчин, или на площадке, закреплённой между бивнями слона, на котором восседал сам раджа.
Непременный атрибут всех исполнителей индийского классического танца — бронзовые колокольчики (гхунгхру, гаджей, салангай). Широкие кожаные браслеты с множеством бубенцов (более 40 шт. на каждую ногу) укрепляются на щиколотках. Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца, и посвящён богу Шиве Натарадже — владыке ритма. Мелодичный звук этих колокольчиков считается священным. По традиции перед выступлением колокольчики кладут перед изображением Шивы на сцене, а перед выступлением принимают их из рук учителя или иного уважаемого человека.
Этот блог часто описывает вещи и украшения, которые можно преподнести в качестве прекрасного подарка и украшения индийских танцовщиц не исключение. Любимой женщине можно сделать подарок — браслет на ногу с бронзовыми колокольчиками и она почувствует себя стройной газелью и пустится в пляс.
В прежние времена набор храмовых украшений изготавливали вручную из сплава золота и серебра (понн). Драгоценности инкрустировали бриллиантами, рубинами, изумрудами, жемчугами, а поверхность изделий покрывали тончайшим листом чистого золота. Ювелиры, работающие в этом стиле, оттачивали свое мастерство на протяжении многих столетий. Большая часть потомственных мастеров и по сей день проживает в Нагеркойле. Удивительна старинная техника дошедшая до наших дней: в маленькие полости серебряной основы украшений (умсам) заливают горячий воск, в который вставляют камни, затем покрывают тонким серебряным или золотым листом. В полном соответствии с «Натьяшастрой», эти украшения идеальны для танцоров: они легкие и удобные.
В наши дни украшения изготавливаются из серебра, покрытого тонким слоем позолоты. Часто используемые вставки – полудрагоценный камень гранат, фианит, циркон («мадрасский бриллиант»), искусственный или натуральный речной жемчуг. Иногда современные украшения изготавливаются из сплава латуни, покрытого тонким серебром и позолоченного (18 карат). В заключительном этапе производства эти украшения покрываются специальным составом, который препятствует появлению окиси на поверхности изделий.
Предлагаю Вам отрывки из фильма «Умрао Джан» в котором несравненная Ашварайя Рай играет натч-герлз. От этих кадров я получила колоссальное удовольствие и смотрела заворожено от начала до самого последнего движения танца.