Работы из бисера — красота, которая проходит неизменно сквозь века . Если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче. Так появились бисер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.
Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил меновой монетой. В Африке, например, в рабовладельческие времена всего за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой, приписывая ему свойства оберега.
Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Знаменитые стекольные мастерские острова Мурано с XIII по XVII век не знали себе равных. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер был такой тонкой выработки, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался равным толщине нитки этого холста. Характерной чертой венецианского бисера была его круглая форма.
Торговля бисером сыграла важную роль в колонизации Америки. В первые годы после Колумба, конкистадоры установили шаблон для торговли с использованием торговых бус. Наряду с кастрюлями, сковородами и мушкетами, шарик стал неотъемлемой частью товаров, которые будут обменены на предметы более высокой стоимости. Бусы играли важную роль во всех крупных цивилизациях и много путешествовали в качестве ценных и легко переносных предметов, украшений.
В конце XVII — начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). В конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера в Богемии появился дешевый бисер.
В России во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси.
Татаро-монгольское нашествие надолго остановило стекольное производство и вплоть до XVIII века бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно использование бисера достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам выплавления цветного стекла. По качеству бисер ломоносовских мастерских был близок к венецианскому. Работы в мастерских велись с 1754 по 1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
Техника работ с бисером разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные, особо тонкие — немецкие или английские. Если же и эта игла не проходила через отверстие бисера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали бисерину, затем продевали нитку в иголку и делали стежок, нитку выдергивали из иголки—и все повторялось заново. Низание и плетение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка).
Очень распространены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские»). Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера.
Ко многим нарядным девичьим и женским головным уборам, в частности к кокошнику, приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера — поднизь, налобник, рясна. Женский головной убор «сорока» сзади украшали по-затыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое.
Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных.
Бисер так же используется в расшивке костюмов для танца живота — сейчас это направление называется белли-денс и очень популярно среди женской половины населения.
Бисер по-прежнему используется привозной, в большинстве своем чешский. Правда, в начале 90-х годов появилась надежда на отечественный бисер: на Украине (г. Харьков) была создана технология и налажен выпуск бисера очень хорошего качества — разных размеров, очень ровный (его почти не надо калибровать), с большой цветовой и оттеночной гаммой. Однако после отделения Украины производство бисера на этом предприятии было прекращено.
Сейчас бисер можно купить чуть ли не на каждом шагу — огромное количество магазинов как специализированных под мастериц, так и просто маленьких отдельчиков продающих бисер, бусины, иглы, леску и т.п. Запас бисера для работы можно рассортировать по пакетам zip-lock, которые вы можете приобрести в интернет-магазине Пластика с доставкой по всей России. Для создания изделий из бисера вам потребуется терпение, фантазия, схемы и конечно же сам бисер и стеклярус. Удачи и вдохновения!